В.Сухомлинский: Как добиться, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве
Мы должны заботиться, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. С большим тактом, не прикасаясь к личному, зачастую болезненному, мы стремимся предотвратить ошибки родителей в этой самой тонкой сфере духовной жизни. Там, где нет мудрости родительской педагогики, любовь матери и отца уродует детей. Мы на конкретных примерах показываем, какой большей вред приносит детям любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
Любовь умиления – это инстинктивная, неразумная, иногда – куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь, какой это шаг и к чему он может привести. Ребенок, воспитываемый в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшая трудность в жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не замечает людей и не чувствует сердцем что у тех, кто его окружает. Ему кажется, что он приносит радость, счастье родителям уже тем, что живет на свете.
Предостерегайте родителей еще от одной разновидности неразумной любви. Это любовь деспотическая. Почвой здесь является смесь эгоизма и бескультурья некоторых родителей. К своим детям они относятся как к вещам: мой стол – где захочу, там и поставлю; моя дочь – что захочу, то и скажу, что придет в голову – то и потребую.
Есть еще в нашем обществе люди, переживающие удовольствие от деспотического упоения властью над другим человеком. Знайте, что борьба с этим явлением очень трудная и сложная. И бороться с ним надо прежде всего нам, педагогам.
Не допускайте возникновения хотя бы в одной семье обстановки мелочных придирок, упреков, истерических жалоб и обвинений – в такой атмосфере маленький человек ожесточается, и это один из самых страшных ударов по юному сердцу. В лекциях, беседах рассказывайте, как мелочность превращает доброго человека в самодура, как самодурство изгоняет то душевное движение, которое в нормальных семьях является источником доброты, разумной сдержанности и уступчивости детей. Это движение души – ласка. Не знающий ласки в детстве становится грубым, бессердечным в годы отрочества и ранней юности.
Вы, наверное, слышали тревожные раздумья родителей: был сын маленьким ребенком – был добрым, сговорчивым, послушным; подрос – стал грубым, своенравным. Почему так происходит? Как разъяснить и что посоветовать родителям? Я тысячу раз убеждался, что причина этого явления – в неумении пользоваться родительской властью.
Вот здесь особенно важно говорить одновременно и с отцом, и с матерью – ведь родительская власть – это и есть сочетание мудрости, единство воли, чувств, желаний матери и отца. Там, где нет слияния мудрости двух взрослых людей, горячо влюбленных в свое творение, власть родителей превращается в произвол. Если только ребенок почувствовал, что мать и отец по-разному смотрят на понятие можно, нельзя, надо – для него самые разумные вещи кажутся насилием, принуждением, попиранием его свободы; вот тогда отцу и матери и приходится удивляться: почему-то ребенка невозможно научить жить без шлепков и подзатыльников, без ремешка и палки? Да потому, что умные, необходимые требования ребенок осознает и переживает как злую силу, подавляющую его волю.
Предостерегайте еще против одной разновидности неразумной родительской любви – любви откупа. Есть отцы и матери, искренне убежденные в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть учебники и книги – что же еще надо? Материальными затратами, считают такие родители, можно измерить родительскую любовь. В данном случае школа имеет дело с небольшим числом отцов, страдающих нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Среди матерей, если они связаны с детьми узами повседневной духовной общности, таких почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездушное отношение к своим детям – далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат взгляда на воспитание детей, как на что-то совершенно обособленное, отделенное каменной стеной от общественных обязанностей.
Предупреждение этого порока требует того, чтобы советы родителям, особенно отцам, о воспитании их детей пронизывала красной нитью мысль об общественном долге отца и матери, об их ответственности за будущее своих детей.
Если в семье, где отец понимает свои обязанности лишь как обеспечение материальных потребностей детей, и мать не стала центров их духовной жизни, детей окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей – вот что наиболее опасно в таких семьях; детским сердцам незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми. По отношению к этим детям воспитательный долг школы особенно велик; они должны пройти в стенах учебно-воспитательного заведения специальную школу воспитания чувств. Это целая проблема теоретическая и практической педагогики; к сожалению, этой главы в теории воспитания по существу нет: никто специально не исследует того, как воспитывать чувства, особенно как воспитывать детей, эмоционально нравственный мир которых в силу семейных обстоятельств опустошен, обезличен.
Из книги "Сто советов учителю" Сухомлинский В.А.